Одноимённая футбольная команда, великая оперная певица Монтсеррат Каббалье и, конечно же, один из самых известных творцов — архитектор Гауди. Только ради последнего стоит посетить Барселону — солнечный город на северо-востоке Испании, который встретит вас широкими каталонскими объятиями.
Архитектура Антонио Гауди в Барселоне необычна сама по себе и поражает до сих пор. Причудливые башенки, плавные линии, образы сказочных животных, всплывающие с фасадов домов… Творения Гауди восхищают с первого взгляда. Однако долгое время архитектор, из-за нехватки денег, проектировал фонари, ограды, мебель. Решающим моментом в жизни архитектора стала встреча с меценатом Эусебио Гуэлем, богатейшим человек Каталонии с развитым эстетическим чувством, который мог себе позволить оплачивать фантастические проекты Гауди. Но кроме заказов манафактурщика, архитектор продолжал создавать неповторимые шедевры барселонской архитектуры, такие как:
1. Дом Бальо (также известен, как «Дом Костей»), который был построен в 1877 и реконструирован Гауди в 1904-1906 годах. Дом Гауди находится в «Квартале несогласия», названном так из-за стилистического разнообразия находящихся там зданий. Дом Бальо стал Художественным памятником Барселоны в 1962 году, в 1969 году — памятником национального значения, а в 2005 году вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Особенность дома Бальо в том, что в нём практически отсутствуют прямые линии. Плавный и волнистый не только в фасадах, но и в отделке интерьера, дом открывает новую эпоху творчества архитектора — теперь Гауди в постройке руководствуется только своими пластическим восприятием, а не сталыми архитектурными нормами.
Пространственное видение Гауди нашло своё отображение в мельчайших конструкциях и деталях — например, для улучшения равномерно освещения архитектор изменяет цвет плитки от белого к голубому и синему цветам — снизу вверх. То же самое с окнами, которые уменьшаются с высотой.
Декоративные составляющие дома — ковка, керамика, витражи, изразцы — изготавливались лучшими мастерами своего дела начала ХХ века. Мебель, созданная Гауди при отделке интерьера сейчас хранится в доме-музее Гауди в парке, построенном архитектором для мецената Гуэля.
2. Дворец Гуэля — жилой дом, построенный архитектором на раннем этапе творчества (1885-1890). Уже в этом проекте прослеживается стремление Гауди отойти от эклектического стиля (тяга к античности, размеренности, прямым линиям). Гауди закончил строительство дома в 1888 году, но ещё пару лет что-то доделывал и исправлял. Архитектор знал, что хозяин дома, его друг и меценат Эусебио Гуэль, захочет поразить гостей, поэтому только для фасада им было нарисовано около 25 эскизов.
Хотя если фасад и напоминает прямоугольные венецианские палаццо, то в отделке интерьера архитектор использовал лучшие примеры декоративного искусства, мебель, изготовленную по заказу. Постепенно, от подвала к крыше, внутренняя отделка дома напоминает восхождение: от темного к светлому, от мрачного и необлицованного подвала (где во время Второй мировой войны была камера пыток) — до ярких и причудливых печных труб на крыше.
Сейчас в доме открыт Музей сценического искусства, а мебель выставлена в доме-музее Гауди в парке Гуэля.
3. Последний дом, построенный архитектором в Барселоне — Дом Мила, который был сооружен в 1906-1910 годах перед тем, как автор принялся за строительство собора Святого семейства. Изначально новое творение был прохладно принят барселонцами, которые прозвали его «La Pedrera» — каменоломня, потому что его фасад был слишком тяжеловесным и грузным. Однако уже в 1984 году дом Мила внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и он стал первым архитектурным сооружением ХХ века, внесенным в данный список.
Проект этого здания стал новаторским для своего времени — продуманная система вентиляции, позволяющая отказаться от кондиционеров, перегородки между комнатами, которые можно перемещать по своему усмотрению, равномерное освещение почти всех помещений (что на начало ХХ века было в новинку). Нет несущих стен — вместо них железобетонная конструкция с опорными колоннами. Уникальные балконные решётки, выкованы в порыве импровизации другом Гауди, который сотрудничал с ним и в других проектах.
Сейчас в доме находятся кафе, выставочный зал, офисы, жилые помещения и квартира-музей каталонской буржуазии ХХ века.
Архитектура Гауди завораживает плавностью линий и завершённостью форм, продуманностью и функциональностью. Вряд ли вам удастся пройти мимо, хотя только ради этого стоит посетить Барселону.